Руководство для тренера

«Как сделать так, чтобы ребенок 8-10 лет легко влился в команду»


Особенности данного возраста:
Этот возраст не такой решающий, как подростковый, и, тем не менее, в этот период начинает формироваться личность, закладывается нравственное поведение, происходит усвоение правил и норм.
Дети стараются быть внимательными, исполнительными и дисциплинированными, особенно когда физические упражнения сочетаются с играми. Эмоциональное состояние еще недостаточно стабильное, поэтому занятия лучше проводить так, чтобы они приносили ребятам радость и при этом не перевозбуждали их.

!Совет тренеру 

Взрослый может поддерживать эмоциональный фон детей своим голосом. Он должен быть: строгий, ровный, не сильно громкий и при этом доброжелательный.
Еще в этом возрасте дети часто бывают обидчивы и вспыльчивы. Следует избегать резких отрицательных оценок и обидных сравнений.
Пришедший в команду, ребенок испытывает ряд психологических трудностей. Вхождение в новый коллектив всегда связано с периодом адаптации. Одним это дается легче, другим труднее. Успешность вхождения зависит от многих факторов, но прежде всего от снятия тревожности и неуверенности.

Почему появляется эти чувства?
Вот основные критерии:

  • страх коммуникации с тренером
  • тревожность, как примет коллектив 
  • самооценка ребенка 


«Тренер не страшный»!
Если ребенок чувствует опасность рядом со взрослыми, то любая информация не будет восприниматься и усваиваться.

!Совет тренеру 

Тренеру необходимо первому начать знакомство: представиться, рассказать о планах, целях и правилах в команде. Важно проговорить, что при возникновении вопросов ребенок всегда можно подойти и спросить.

Необходимо заранее закрыть всевозможные вопросы детей.
Так детям становиться все понятно, а значит тревожность снижается. Кажется это не такой значимый шаг, но на самом деле, детям это необходимо!
Рассчитывать на то, что ребенок сам подойдёт и спросит, в корне не верно. Это могут сделать лишь единицы, остальные будут максимально избегать встречи с тренером, даже глазами. В такой ситуации стресс только увеличивается.
Есть ещё один момент, который поможет снять детскую тревожность – это проявление внимания. 

Если тренер видит ребенка, но не проявляет к нему внимания, то ему кажется, что он лишь фон и тренер безразличен к его успехам. Ребенок чувствует, что он не нужен. 


!Совет тренеру: 

Легкий кивок, улыбка, жест, обращение к ребенку: «Как ты себя чувствуешь?», «Не ушибся?», «Не больно?» или выражения согласия, одобрения, просьбы, для ребенка будет означать, что его видят и он небезразличен!!! А значит нужен!!! 

Много внимания уделять не нужно. Все должно быть в балансе, а то ребенок подумает, что его постоянно контролируют. 


«Как примет коллектив?»
Для нормализации адаптации в команде, надо сформировать доброжелательное отношение в ней:

  • Желательно провести пару игр на адаптацию или сплочение коллектива (см. приложение). На этом этапе важно чтобы тренер в начале знакомства с новичками не путал их имена и фамилии.
  • В команде создать такую атмосферу, чтобы успехи и неудачи любого игрока, были успехами и неудачами всей команды. 
  • Не должно быть деления на основных и запасных. Такая позиция способствует устранению напряженности во взаимоотношениях. Команда должна жить общими целями и заботами. 
  • В команде должен быть здоровый психологический климат. Это когда спортсмены относятся друг к другу с уважением. Нет разделения на своих и чужих, старших и младших, лучших или худших. 
Можно сразу определить психологический климат команды, посмотрев, как она переживает поражение.Тренеру нужно помнить, что основная причина конфликтов в команде, это: эгоизм, неуважение к товарищам и отсутствие взаимопомощи.

«Самооценка»
Чем ниже самооценка, тем хуже ребенка будет воспринимать команда.
Здесь хорошо помогает работа с психологом, поддержка и вера родителей, и конечно же тренера. Больше всего дети переживают за ошибки. Как только страх ошибки закрадывается в голову, тело перестает слушаться, а значит, ошибки не миновать.

!Совет тренеру: 

Нужно приободрить ребенка, вселить в него веру, дать понять, что команда не отвернется от него, из-за допущенной ошибки. Тут помогут «подбадривающие кричалки» команды и тренера. 

Обязательно нужно поддержать, если все же что-то пойдет не так.
Если ошибка произошла, то со стороны тренера нужно оценивать только факт, а не саму личность ребенка. Категорически нельзя руководствоваться своим эмоциями. Пускаться в оскорбления и унижения ребенка. Отрицательные оценки вызовут состояние тревожности, неуверенности, стремление прекратить заниматься спортом.
Проговариваем только то, что фактически произошло, а после обязательно проговариваем, как надо было сделать. Даём очень четкие инструкции. И если надо, то повторяем и 5, и 7, и 10 раз (доли мозга у всех развиваются по-разному).
Ещё для поднятия самооценки тренер может воспользоваться положительным порицанием: «Смотри, какие у тебя способности, а ты их не реализуешь!». Подчёркивая лучшие, сильные стороны ребенка. Это не только будет укреплять веру и поднимет самооценку, но и даст сильнейшую мотивацию.
Если придерживаться данных советов, то часть тревожности и страхов вы благополучно снизите у детей, а значит, всё их внимание будет направленно на процесс.
Здесь можно было бы закончить, но я хотела бы ещё немного рассказать о мотивации спортсменов, так как это важная составляющая успеха. Данным вопросом часто задаются тренера и психологи.
Во многих исследованиях было показано, что слишком большое желание показать высокий результат может приводить к обратному эффекту (закон Йеркса – Додсона).

Например:
Людям предлагалось выполнить задание за определённое материальное вознаграждение. Сумма росла и заинтересованность участников тоже. Они лучше справлялись с заданием, но до определённого момента.
Когда сумма вознаграждения стала достаточно крупной, люди начинали нервничать и переживать, что мешало им справляться с данным заданием.
Поэтому при мотивации спортсменов следует учитывать, что наилучшие результаты достигаются при среднем уровне мотивации.
Конечно же, каждый тренер хочет, чтобы его команда стала чемпионом. Цель определена! Теперь ее надо разбить по шагам – это и будет средний уровень мотивации, который детям под силу.
Возможно, шаги у каждого в команде будут свои: правильно отбить, справиться с тревожностью, следить за броском в зону и т.д.
А возможно будет и для всей команды: «Проявите себя! Покажите, чему вы научились! Получайте, удовольствие от игры! Будьте, как одно целое! Постарайся сделать это без ошибок!»
Не забывайте, радоваться и хвалить детей, когда шаги будут выполнены. Тогда их мотивация будет только расти. Шаг за шагом, и команда обязательно придет к своей главной цели! Она станет чемпионом!

Да, быть тренером – это большая и подчас очень трудная работа, но поверьте она того стоит. Результаты не заставят себя долго ждать. И пожалуйста, не равняйтесь на тренировочный процесс из своего детства. Конечно же, там есть, что подчеркнуть хорошего, но все же это время прошло. Вы же не ездите сейчас на Запорожце или не лечите себя только горчичниками, как это было в детстве. Время идет и все меняется. Это всегда надо учитывать, особенно, когда вы работаете с детьми.
Тренер – это, прежде всего, хороший психолог и учитель, родитель, наставник и товарищ в одном лице.
Желаю вам успехов – дорогие тренеры! Вы воспитываете будущее!

Статью для вас приготовила, Ескина Марина Петровна,

мама кадета-бейсболиста, семейный психолог и сертифицированный коуч.

Опыт работы более 7 лет (5 лет работы с детьми:

а это более 700 детей, родителей, а так же воспитателей)


Всегда готова ответить на ваши вопросы,

пишите: https://taplink.cc/eskina_mp

Меня так же можно найти в соц сетях:

Телеграм

ВКонтакте

Приложение

Игры на адаптацию и сплочение коллектива


«Здравствуйте»
Рассчитайтесь на «белые» — «пушистые»! «Белые» образуют внутренний круг, «пушистые» — внешний, становясь лицом друг к другу. Внутренний круг стоит на месте, а внешний — меняет партнёров, двигаясь по часовой стрелке, выполняя команды ведущего: например, «поздоровайтесь рукопожатием!»
Потом дети на внутреннем и внешнем круге меняются, и продолжают здороваться пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, плечами, спинами, коленями, пятками. 


«Кошки-Мышки»
Выбираются двое водящих — «кошка» и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе, а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка располагается в кругу, а кошка — за кругом.
По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» — прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлезать под руками, перепрыгивать через них. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами.
Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку», то «мышка» становится «кошкой». «Кошка» встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку», и игра продолжается.


«Дракон кусает свой хвост»
Все участники встают в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». 


«Комплименты»
Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Важно помнить, что некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь.
Если ребенок затрудняется сказать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. 


«Молекулы»
Сначала просим детей закрыть глаза и представить, что каждый человек — маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения.
Потом говорим: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу вы объединитесь в молекулы, которые будут состоять из N атомов (каждый раз называйте новое число!).
Во время игры все участники беспорядочно двигаются по игровому полю, а руководитель каждые 1–2 минуты называет любую цифру от 1 до 10. Например, «три». Это значит, что все участники должны образовать группы из трёх человек. Игра заканчивается тогда, когда больше нет вариантов цифр. 


«Рычи лев, рычи»
Ведущий говорит: «Все мы – львы (можно менять животных), большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».
«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать как можно громче, изображая при этом львиную стойку. 


«Ракета хорошего настроения»
Ведущий произносит реплику, сопровождая ее движением, а дети отвечает, повторяя то же самое движение:
- К запуску ракеты хорошего настроения приготовиться! (выставляет большой палец).
- Есть приготовиться!
- Надеть скафандры! (делает вид, что надевает на голову шлем)
- Есть надеть скафандры!
- Пристегнуть ремни! (хлопает в ладоши)
- Есть пристегнуть ремни!
- Включить контакт! (прикасается указательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)
- Есть контакт!
- Ключ на старт! (поднимает правую руку вверх)
- Есть ключ на старт!
- Включить моторы! Раз, два, три, вжик! (делает вращательные движения рук около груди)
- Есть включить моторы!
- Начать отсчет времени! (все вместе считают: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1») (приседают на корточки)
- Пуск!(выпрыгивают вверх)
- Ура! (бурные аплодисменты)

«О-сала-бимба!»
Ведущий выкрикивает строчку, а дети повторяют:
О-оле!
О-сала-бимба!
О-кики-бамба!
Отен-дотен!
Поли-болен!
Затем ведущий задает вопрос, на который дети отвечают:
Настроение каково? – Во!(показывают палец вверх)
Все такого мнения? – Все без исключения! (машут рукой вниз)
Может, вы уже устали? – Мы с собой таких не брали! (машут из стороны в сторону указательным пальцем)
Молодцы? – Это мы! (показывают на себя)
Это мы? – Молодцы! (прыгают вверх с поднятыми руками)

«Здравствуй, друг!»
Дети делятся на две равные группы. Первая группа создаёт внутренний круг, вторая – внешний. Те, кто стоят во внутреннем круге, разворачиваются лицом к тем, кто стоит во внешнем круге, получая пары. Все произносят данные слова, дополняя их движениями.
- Привет, друг! (Пожимают руки).
- Как дела? (Похлопывают друг другу по плечу).
- Я скучал! (Кладут руки на грудь).
- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).
- Хорошо! (Обнимаются).
Далее дети из внешнего круга шагают по часовой стрелке в сторону, чтобы сменить партнёра. Следующий игрок повторяет действия до тех пор, пока стоящие во внешнем круге не встретятся со своей первоначальной парой.

«Шандр – стоп!»
(самая любимая игра детей)
С помощью считалочки выбирается водящий, остальные игроки образуют круг. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага.
Водящий подкидывает мячик высоко вверх и называет имя любого игрока из круга. Названный игрок должен поймать мяч.
Когда мяч окажется у названного игрока, то он крикнет: «Стоп!».
После этого все игроки замирают. Игрок в центре должен попасть мячом в любого игрока. Если выбранный игрок находится далеко от водящего, то водящий пытается угадать сколько шагов ему нужно сделать, чтобы осалить выбранного игрока.
Шаги могут быть разными:
Гигантские шаги (максимально длинный шаг на весь размах ноги)
Обычные шаги (обычные средние шаги)
Лилипутские шаги (шажок, при котором пятка одной ноги ставится вплотную к носку другой)
Муравьиные шаги (шаги на носочках, одна нога ставится сразу же перед другой)
Утиные шаги (шаги утиным шагом, встав на четвереньки)
Лягушка (один шаг — один прыжок из положения сидя)
Обычно набирается несколько вариантов шагов.

Например:
«До Пети 4 гигантских шага, 7 лилипутских и 5 утиных шага».
После того, как условие задано, водящий начинает делать эти шаги, остальные игроки следят за честностью выполнения и громко считают.
После того, как все шаги пройдены, водящий пытается коснутся рукой до игрока (в некоторых вариантах докинуть мяч).
При этом водящий мог наклоняться вперед, пытаясь дотронуться до игрока и приговаривая: «Можно и березкой гнуться, лишь бы только дотянуться».
Если это получилось, игрок становится новым водящим, если нет, водящий остается прежний.